Формирование звуковой культуры речи

Алфавит современного русского языка насчитывает 33 буквы. Звуков в русском языке 42: 6 гласных (А,И, О, У, Ы, Э), 36 согласных. 

В логопедической практике они могут быть разделены на звуки раннего онтогенеза  (включая гласные), которые нарушаются у детей достаточно редко, и более сложные в произношении звуки позднего онтогенеза. При этом все согласные звуки могут быть объединены в группы по способу образования, таким образом, всего насчитывается 8 групп согласных звуков.

Звуки раннего онтогенеза

Губно-губные: П - ПЬ;    Б - БЬ;   М - МЬ

Губно-зубные: Ф - ФЬ;   В - ВЬ

Переднеязычные: Т - ТЬ;   Д - ДЬ;   Н - НЬ

Заднеязычные: К - КЬ;   Г - ГЬ;   Х -, ХЬ

 Звуки позднего онтогенеза

Группа свистящих: С - СЬ;   З - ЗЬ  

Группа шипящих: Ш,  Ж,  Щ

Аффрикаты: (согласные звуки сложного образования, состоящие из двух простых звуков) Ц, Ч

Соноры: Й;   Л - ЛЬ;   Р – РЬ 

Характеристика звукопроизношения в норме

В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смяг­чение речи. Звуки С, 3, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, про­пускаются, заменяются звуками Т,Д,Ф,В; аффрикаты Ч, Щ заменяют­ся на ть, ць, сь; звуки Р, Л могут пропускаться или заменятся на ЛЬ.

В 4-5 дет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки Т-Д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук Р.

В 5-6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие, звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными является сонорные звуки,

+

В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Нарушения звукопроизношения

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова),

замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина)

Чем старше становится ребенок, тем выше речевая нагрузка, поэтому необходимо развивать артикуляционный аппарат - для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной артикуляционной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.


Схема артикуляционного аппарата

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков (работа со всей группой детей), так и для каждого звука той или иной группы (индивидуальная или подгрупповая работа).

Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а подбор исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Упражнений по артикуляционной гимнастике очень много, их количество исчисляется сотнями, но существует базовый набор упражнений. Всю систему артикуляционной гимнастики в целом можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Памятка для проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 Комплекс упражнений планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упражнение  «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…).

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Важно следить за точностью выполнения упражнений детьми, поэтому педагог сам должен хорошо владеть техникой выполнения упражнений для демонстрации детям.

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд .

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с

2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с

3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с

4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 7 — 10 раз.

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее"

Игры на развитие связной речи для дошколят логогруппы

Игры на обогащение словаря