Развитие словаря

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.


Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.


Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).


В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.


Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлечённого характера, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.


Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях.


Принципы развития словаря: 


1. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности. 

2. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения. 

3. Все задания проводятся в определенной последовательности. 


Основными задачами словарной работы являются: 


- обогащение словаря – накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет  существительных, прилагательных, глаголов, наречий. 

- уточнение – помощь в усвоении слов и их запоминании. 

- активизация словаря – использование слов, понимание которых не вызывает затруднения. 

- устранение не литературных слов. 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее"

Игры на развитие связной речи для дошколят логогруппы

Игры на обогащение словаря