ИКТ в коррекционной работе с детьми с ТНР
По данным исследований более 80% информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.
При общем недоразвитии речи сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Как отмечают Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.
Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ:
1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию учителя-логопеда, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
3) Открывает быстрый доступ к КТ, необходимым для отработки умений и навыков, а также закрепление пройденного материала в игровой форме;
4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
8) Активизация работы родителей за счет использования новых консультативных форм и предлагаемых способов взаимодействия с детьми;
9) Расширение творческих способностей педагога;
10) Экономия временных ресурсов.
Преимущества использования интерактивных игр для ребенка:
1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
3) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;
5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании коррекционного процесса группы компенсирующей направленности, а также учитывать первоначальный уровень владения компьютером.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС ДО, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
— соответствие возрастным особенностям;
— занимательность;
— грамотность;
— создание ситуации успеха;
— достижение цели;
— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
— текст задания должен озвучиваться взрослым;
— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
— соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме
— должны носить исследовательский характер;
— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
ЦОР применяются для:
— автоматизации звуков;
— дифференциации звуков и развития фонематического слуха;
— коррекции слоговой структуры слова;
— развития лексико-грамматического строя речи;
— развития связной речи;
— закрепления знаний полученных на занятиях по обучению грамоте.
Преимущества использования ИКТ в сотрудничестве с родителями
Современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, поэтому взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.
Для взаимодействия с родителями наших воспитанников по закреплению полученных детьми навыков, знаний используется интернет - ресурс - блог "Букварята"
Комментарии
Отправить комментарий